Техника создания гобелена
История формирования гобеленного искусства
Содержание:
Гобелен считается одним из видов декоративно-прикладного мастерства. Это односторонний безворсовый ковер с композицией, который выткан ручным способом перекрестным переплетением нитей.

Основополагающим этапом во время изготовления гобелена собственными руками считается создание основания, а для ткацкого станка применяют раму из дерева.
До 18 столетия гобелен собственными руками делали из шерсти – довольно доступного и обычного в отделке материала, очень часто это была овечья шерсть. Главное условие, которое предъявляют к материалу основы, – это стабильность. В 19 веке основу для гобелена порой исполняли из шелка. Хлопчатобумажная база намного облегчает вес изделия, считается прочной, стойкая к негативным влияниям внешней среды.
Нити утка могли быть еще шерстяными: шерсть отлично подчиняется окраске и разрешает добиться большого спектра в цветах. От нити утка не надо прочности, как у основы, потому применялась более изящная нить. Важные качества нити утка – гибкость, мягкость.

Инструменты для изготовления гобелена:а) ковровая колотушка;б) нож крючок
В этом ткачестве плотность ковра определяли числом нитей основы на 1 см. И чем больше плотность, тем шансов больше у ткача выполнить мелкие детали и тем медленнее двигается работа. В средневековом европейском гобелене насчитывают приблизительно 5 нитей основы на 1 см. Работы брюссельских мануфактур 16 столетия имели тоже маленькую плотность (5-6 нитей), но здешним ткачам получалось передать непростые невидимые моменты изображения. С каким то периодом гобелен все больше приближается к живописи, плотность растёт. На мануфактуре гобеленов плотность равнялась 6-7 нитям на 1 см в 17 веке, а в 18 веке – уже 7-8. В 19 веке плотность работ мануфактуры Бове достигала 10-16 нитей. Такой гобелен стал имитацией станковой живописи. Одним из вариантов возвращения гобелену декоративности Жан Люрса считал сокращение его плотности. В 20 веке французские мануфактуры перешли снова к плотности гобелена в 5 нитей.
В ручном ткачестве нашего времени плотность составляет 1-2 нити на 1 см, плотность больше 3 нитей считают высокой.
Самым ранним и обычным устройством для работы ткача являлась рама с натянутыми нитками основы.
Крепление основы выполнялось:
- натягиванием на гвозди, которые забиты в раму;
- применением рамы с одинаково размещенными по нижнему и верхнему краям пропилами;
- традиционным навиванием нити на раму.
Но заключительный способ не довольно удобный, так как во время ткачества нити основы будут смещаться. Для появления первого зева (это свободное место между плоскостями четных и нечетных нитей) нити основы разделяют проборной рейкой, которой является гладко оструганная палка. Уточную нить прокидывают с помощью челнока и после маленького количества прокидок прибивают колотушкой либо пальцами рук. Чтобы выполнить обратную прокидку, ткач должен перебрать нити основы, создавая следующий зев. Для исполнение ворсовых узлов применяют нож-крючок.

Схема основ плетения гобелена.
По середине 20 столетия мастера снова перешли к простейшему устройству ткача, а чуть-чуть позже, в поиске новых путей формирования искусства данного ткачества, некоторые из художников отказались от ткацкого станка и от классического сырья.
Инструменты и материалы для исполнения гобелена:
- ткань для гобеленов;
- нитки и иголка либо же машинка для швейных работ;
- плотная ткань для подкладки;
- набивочный материал;
- карниз;
- клей;
- рама.
Как сделать нетканые гобелены?
На войлок, дешевый драп, сукно либо дешевые геотексили клеится из подобных тканей, только других цветов, база сюжета рисунка. Пример: на войлок 1,5 х 1 м клеятся вырезанные из драпа другого цвета солнце, дом и что-нибудь, напоминающее лесной массив. После распускается искусственный шнур и создается из него что-нибудь похожее деревам и веткам, накладуется на лесной массив, а некоторые веточки – на передний план. После из искусственных ниток разных цветов выполняются облака и кладутся вблизи солнечного света. Чтобы дать изделию красивый вид, нужно только разложить по всему войлоку искусственные нитки различных цветов, местами бесформенные куски прочих материалов, и вдобавок куски канатов и шнурочков. Для комфорта все это лучше закрепить ниткой и иголкой.
Начнем исполнять соединения по длине войлока, расстояние должно быть между ними 2-5 мм. Нижняя шпулька с нитями не ставится в автомобиль. Так выходит шов только с 1 верхней ниткой, однако этого вполне достаточно для закрепления рисунка. В зависимости от орнамента, бобину разрешается менять на другой окрас. По окончании работы в войлоке с 3-х сторон пробиваются отверстия диаметром 10 мм, в них ставятся многоцветные кисточки из обыкновенных ниток. Нужно только зафиксировать перекладину со шнуром. Гобелен готов.
Производственная технология гобелена работы сделанной руками
- Сформироваться с видом и размерами гобелена. Под видом предполагают не только рисунок, но и вид ткани, способ укрепления гобелена на поверхность стены. Подход к подбору размера крайне важен, поскольку для изготовления больших гобеленов собственными руками больше подходят одни ткани и рисунки, для небольших гобеленов – другие.
- Поразмышлять, как прекраснее всего отделать ткань: на швейной машинке или ручным способом. Подбор опирается не лишь на присутствие машинки, нужно еще иметь в виду вид и плотность ткани. Определить, будут ли использоваться материалы для отделки, подкладка либо набивочный материал, крепежный метод гобелена.
- В зависимости от веса и плотности ткани, может быть, потребуется использовать подкладку из плотной ткани, материал набивочный, которые обеспечат жесткость и благодаря которым работа не станет собираться в складочки. Если предполагается развесить гобелен на карниз, тогда нужно приобрести и его, еще необходимо помнить о канте (если будут обрабатываться оверлоком края работы).
- Разложить все материалы с инструментами на рабочем месте. Удостовериться еще раз, что ничего не забыли.
- Подвернуть на изнанку ткань с боковых и нижней сторон. Прострочить на машинке либо пришить ручным способом. Если применяется заготовка для гобелена (есть и такие), подвернуть кромки без рисунка, которые производитель именно оставляет свободными. Ширина нижней и боковых кромок в большинстве случаев равняется 15 мм, сверху запас чуть больше, чтобы имелась возможность выполнить кармашек для карниза.
Если предполагается развесить гобелен на карниз, тогда необходимо подвернуть назад верхнюю кромку и пристрочить, удалив дополнительную ткань в середину кармана. При изготовлении кармана необходимо обязательно иметь в виду толщину карниза, в другом случае понадобится раскошелиться еще на 1 карниз или истратить много времени, чтобы переделывать работу.
- Если ткань, которая применяется для исполнения гобелена работы сделанной руками, не очень плотная, необходимо взять подкладку. Размер подкладки обязан быть подобающим размеру гобелена. Плотная ткань накладуется на изнанку гобелена, потом пришивается. Необходимо смотреть, чтобы подкладка была ровная и не приводила к возникновению складочек с лицевой стороны изделия. Если гобелен помещать в раму либо вешать конкретно на стенку, тогда верхняя его кромка отделывается также, как низ и стороны по бокам (в данном случае кармашек не понадобится).
- Если тканевая подкладка не дает нужную жесткость, воспользуйтесь фанерой. Вырезать фанеру необходимо по размеру работу которая уже готова. Следует учесть, что, если гобелены собственными руками крепить на карнизе, тогда между самим началом кармана и верхней кромкой фанеры необходимо оставить просвет шириной 10-15 мм. Закрепить гобелен к фанере с помощью клея, кнопок или же скобосшивателя.
- Жесткость добавить можно и с помощью набивки. Уложить набивочный материал на лицевую сторону гобеленной ткани, сверху уместить подкладку. Прострочить по нижней и боковым кромкам, вывернуть наизнанку и отделать верхнюю кромку. Если изделие будет вмещаться в рамку или же крепиться на поверхности стены, тогда верхний краешек нужно пошить ручным способом с помощью стачивающей строчки. Если имеется желание, можно обшить края кантом.
- Выполнить облицовку картины с помощью лент. Еще можно скомпоновать гобелен с фото или же применять другие компоненты декора.
Удачи Вам и творческих успехов!